Установка обогрева сиденийИтак, вскоре после покупки машины наступила осень, и настала пора готовиться к зиме, начать решил с установки обогревов зеркал и сидений.
Сферические зеркала с подогревом мне сделали за час в Южном Порту (здание напротив Росгосстраха, контакты можно найти на форуме). Обошлось в 1400 рублей за оба зеркала. При установке руководствовался фотоотчетом с этого форума, однако подробного рассказа про подогрев сидений мне найти не удалось, так что свой первый отчет здесь я решил посвятить этой теме.
Фотографий достаточно много, старался фотографировать каждое действие для того, чтобы впоследствии при повторении установки возникало как можно меньше вопросов.
Поехали!
В Южном Порту был куплен вот такой установочный комплект за 2500 рублей. Включает в себя 4 самоклеющихся нагревательных элемента, проводку и кнопки-регулятор.
Прикинул место, где было бы возможно установить данные кнопки с минимальным вмешательством в интерьер авто, после чего разметил и вырезал дремелем отверстие для блока регуляторов так, чтобы блок не мешал ручнику. Встало все по миллиметрам! Дремель - просто незаменимый помощник!
Далее отключаем минусовую клемму аккумулятора, так как нам придется снимать сиденья, а для этого надо отключить фишки пиропатрона замка ремней безопасности. В противном случае при включении зажигания зажглась бы лампочка "подушек безопасности", и пришлось бы сбрасывать ошибку системы SRS. При отключении аккума не забывайте, что после включения родная магнитола (у кого она установлена) попросит ввести код разблокирования!
Снимаем порог. Для этого начинаем тянуть его заднюю часть вверх, и пистоны будут отщелкиваться!
К порогу на защелках прикреплена также пластиковая накладка вокруг полозьев сидений. Отщелкиваем ее, потянув вверх, потом продолжаем отщелкивать заднюю часть порога до середины, отодвигаем пассажирское сиденье назад и отщелкиваем переднюю часть порога! В принципе, там все просто и пластик достаточно крепкий, но все же действовать надо аккуратно, чтобы ничего не сломать!
Далее при отодвинутом максимально вперед сиденьи снимаем накладку вокруг его полозьев - тянем вверх заднюю часть, а потом отойдут защелки по периметру.
Откручиваем два силовых болта на 14. Так как у меня головы на 14 не было, пришлось все крутить пятнадцатой
При помощи плоской отвертки поддеваем декоративные заглушки на передней части полозьев (на верхней заглушке видно вертикальное отверстие снизу, в которое вставляется металлическая защелка). Снимаем их, под ними находятся еще два болта на 14.
Не вытаскивая из салона, откидываем сиденье назад, чтобы спинка оказалась на полу, а днище стало перпендикулярно полу. Пришла пора заняться проводкой, ради которой мы отключали аккумулятор. Для аккуратного вытаскивания двух клипс, держащих проводку, очень тонкой плоской отверткой сначала нажимаем внутрь одну защелку, тянем на себя, клипса немного вылезает с одной стороны, и, продолжая тянуть, нажимаем защелку с противоположной стороны. Если все делать аккуратно, то клипсы достаются без повреждений.
Первая фишка снялась легко, а вот с желтой фишкой подушек пришлось повозиться, ибо она довольно хитрая. Опытным путем я понял, что нужно сдвинуть часть одного из разъемов в сторону от центра, он играет роль "замка", после чего фишку потихоньку можно вытащить.
А вот и снятое сиденье!
Плоской отверткой поддеваем заглушку на регуляторе высоты сиденья и снимаем ее
Далее через щели, светя фонариком, поддеваем в сторону вначале один, затем другой конец проволочного фиксатора так, чтобы он немного сместился, и тогда крутилка снимется. При снятии не потеряйте этот фиксатор!
Откручиваем винт под крутилкой высоты
Ручку наклона спинки просто тянем с усилием по направлению к передней части сиденья. Никаких винтов и защелок там нет, снимается все достаточно просто.
Боковые пластиковые накладки спереди и сзади крепятся пистонами, которые вытаскиваются за шляпку двумя плоскими отвертками
Снимаем правую и левую накладки
Далее снизу плоской отверткой подцепляем и отводим в сторону боковые пластиковые П-образные защелки, держащие чехол
С передними защелками поступаем так же. Всего защелок пять.
Поддеваем и отводим в сторону такие же держатели из белого пластика, расположенные по бокам.
И снимаем переднюю часть чехла сначала с одной стороны,
А затем и с другой.
Вот тут начинается самое сложное. С двух сторон примерно там, куда я показываю пальцем, тонкий металлический прут, проходящий под швом сиденья, к поролону очень туго прижимают два металлических кольца, от которых придется избавиться, так как иначе нагревательный элемент не удастся разместить равномерно.
Я делал так: пропихнул между прутом и поролоном с одной стороны ручку молотка, а с другой - толстый ключ, чтобы прут немного поднялся вверх и кольца стали видны. Далее в образовавшуюся щель пролезал кусачками и перекусывал оба кольца, а потом искал наощупь и вытаскивал их остатки. С первым сиденьем я помучился, прежде чем понял, как надо делать, а на втором я эти кольца убрал минут за пять.
Засовываем нагревательных элемент ВМЕСТЕ с защитной пленкой внутрь, расстилаем его так, чтобы он лег по поверхности оптимально и без складок. Следует обратить внимание, что одна сторона подогрева на несколько сантиметров больше другой, и укладывать его надо вдоль сидения, а не поперек.
После этого просовываю руку к дальней части подогрева (ближе к спинке сиденья), и защитную пластиковую пленку начинаю тянуть именно оттуда, при этом следя, чтобы грелка не образовывала складок на поролоновой части сиденья. Пленка снимается очень легко. Разглаживаю грелку, чтобы та равномерно приклеилась по всей площади.
Протаскиваю фишку обогрева к штатным фишкам, ставлю все П-образные защелки чехла по бокам и спереди на место (все защелкивается легко и без усилий), после чего сажусь в сиденье, пробуя, нет осталось ли где-то складок, так как на несобранном сиденьи их гораздо проще убрать. В общем, алгоритм тот же, что и у Принцессы на горошине, только тут в роли Принцессы выступаю я.
Настала пора зяняться спинкой. Плоской отверткой отодвигаю часть черной защелки,
А под ней обнаруживается молния чехла. Расстегиваем ее,
Попутно снимая уже знакомые нам белые пластиковые защелки по бокам.
Частично снимаю чехол вначале с одной, а потом с другой стороны.
На спинке сиденья, под задней частью чехла (которая на молниях) видим пружинки, крепящие чехол. Плоской отверткой и плоскогубцами отстегиваем одну пружину в нижней части (возле белого крепежа, крепеж потом тоже снимаем) и две пружины в верхней части сиденья (обе видны на фото). И так с каждой стороны, то есть в сумме шесть пружинок и два крепления.
Оттягиваем чехол вперед еще больше, чтобы между ним и поролоном оказалось достаточно места.
Вот от этих пружин, находящихся внутри в местах примерно как на фотке (они посередине крепят железный прут, проходящий через шов, к спинке сиденья) мне также пришлось избавиться, чтобы разместить грелку равномерно.
Ну и здесь то же самое. Размещаем, убеждаемся в отсутствии складок, сдергиваем рукой прозрачную пленку, попутно удерживая грелку на месте, разглаживаем по всей площади, чтобы все равномерно приклеилось.
Тонкими плоскогубцами/пинцетом/пальцами/отвертками вытягиваем обратно поочередно 4 пружины (от двух из шести избавились) и закрепляем их в штатных местах. Пружины достаточно длинные, так что все делается без проблем.
Проводку пропускаем внизу к днищу сидушки. Тестируем спинку на отсутствие складок и неровностей, после чего собираем все в обратном порядке.
Готово! Сиденье со встроенным обогревом! Несмотря на отсутствие двух колец в шве сидушки и двух пружинок в шве спинки, визуально и по ощущениям абсолютно ничего не изменилось!
Демонтируем пассажирское сиденье таким же образом. Блин, сколько в машине места! А если еще и задние отстегнуть - вообще жить можно!
С задним сиденьем все обстоит так же, за исключением отсутствия крутилки регулировки высоты, пистоны боковых черных накладок находятся чуть в других местах (но их тоже по две штуки слева и справа), а чтобы снять ножку, на которую задние пассажиры нажимают, чтобы отодвинуть кресло, нужно открутить один болтик изнутри и потянуть ее назад.
Займемся электропроводкой. Массу я взял от болта, держащего ручник (сфоткал как подключился вначале, потом зачистил ржавчину и подложил две шайбы, а черный провод между ними, но сфоткать забыл).
Плюсовой провод прокладываем в гофру. Длины родной проводки мне немножко нехватило, и пришлось удлинить красный провод при помощи сэкономленного черного, так что пусть черный цвет не смущает - по этому проводу пойдет плюс.
Прикрепляю свою проводку обогрева к проходящей рядом штатной проводке при помощи хомутов.
Далее упаковываю в гофру и прокладываю провода, идущие от регулятора непосредственно к нагревательным элементам сиденья. На фишках не подписано, какие идут к левому, а какие к правому сиденью, однако на упаковке с обогревом есть распиновка колодки, которая вставляется в регулятор, и оттуда в принципе ясно, какие провода идут к какому сиденью.
Плюсовой провод прокладываю под воздуховодом печки для ног задних пассажиров, отогнув при этом коврик.
Пластиковая накладка вокруг ручки открывания капота держится на двух пистонах, и чтобы ее снять достаточно потянуть за верхнюю часть в сторону пассажира. Протягиваем провод к замку зажигания, по пути закрепляя его хомутами.
Прикинув толщину проводов, замка зажигания, и толщину провода обогрева сидений, я решил подключаться непосредственно к замку зажигания, чтобы не тянуть провода под капот. Ножом снял пару сантиметров изоляции с черного провода с желтой полосой (на нем появляется плюс при включении зажигания), и примотал плюсовой провод обогрева непосредственно к нему, после чего хорошенько все заизолировал. Забегая вперед, скажу, что у обогрева при этом полет нормальный, все остальное тоже работает как надо. Кроме того, встроенный регулятор (блок с кнопками обогрева) имеет защиту от обрыва проводки, а также от короткого замыкания нагревательного элемента - как только грелка начинает кушать слишком много электричества или перестает кушать его вообще - лампочки на блоке начнут мигать двумя цветами поочередно.
Примеряю сиденье, подключаю фишки грелок к проводке. Дотянулись практически впритык, и ничего удлинять не пришлось. При помощи хомутов прикрепляю фишки к днищу сиденья. Прикручиваю оба сиденья обратно, защелкиваю весь пластик на место. Если накладка сзади полозьев будет вставать обратно с трудом или сильно мешаться при установке порога - обязательно убедитесь, что вы подвинули сиденье вперед до конца, так как незаметная пара сантиметров при установке может очень сильно мешать. Долго не понимал, почему снялось все легко, а сейчас ставиться никак не хочет, прежде чем нашел причину.
А вот и конечный результат! Все собрано, обогрев работает, на все ушло около трех часов (с первым сиденьем долго разбирался, что да как, плюс фотографирование процесса, зато второе сделал очень быстро). Так что зимние холода в машине теперь переживаются достаточно комфортно!
Скоро добавлю еще несколько отчетов по тюнингу машинки, чтобы все они были в одном месте!