Замена цепи ГРМ на Honda Element
(с)
Блог: Сделай Сам - починяем примус
Перед нами автомобиль Honda Element 2004 года. На нем установлен 4-х цилиндровый двигатель Honda серии "K" объемом 2.4 литра
K24A4. Двигатель 16 клапанный DOHC с фирменной технологией i-VTEC от Honda.
На холостых оборотах двигатель работает нестабильно, его "потряхивает", как будто имеют место пропуски зажигания. Диагностика сканером через порт OBD-II показала код ошибки DTC P0341 - Camshaft Position (CMP) Sensor Performance.
Увидев такую ошибку люди очень часто начинают ее сбрасывать, но она появляется снова, потом покупают новый датчик положения распредвала, но и это не помогает. А на самом деле этот код означает, что "нет синхронизации ГРМ", т.е. имеет место расфазировка сигналов от датчика положения коленвала и датчиков положения распредвалов. Это может означать как проблемы с клапаном VTC (реже - с самим приводом), так и с цепью ГРМ (перескок на один или несколько зубьев).
Если говорить точнее, то если после сброса ошибки она тут же возвращается, то с большой вероятностью это несоответствие меток, а если ошибка возвращается не сразу, то скорее всего виноват клапан VTC.
Широко распространен миф относительно надежности цепи и ненадежности ремня. Что цепь чуть ли не вечная. Я абсолютно не согласен с этим. Хорошие ремни запросто служат до 150 000 км. и более, конечно, менять его надо согласно регламенту, обычно раз в 100 000 км, но это не значит что ровно в 101 тысячу с ним что-то случится. Привод на основе цепи также подвержен износу и обычно необходимость замены возникает при пробегах под 200 000. Цепь вытягивается и натяжитель в какой-то момент будет не в состоянии справится с этим, башмаки и успокоители изнашиваются. Причем на слух это может быть не слышно, просто в какой-то момент звездочка "перескочит" и это, в самом худшем случае, может привести к погнутым клапанам. Поэтому эксплуатировать двигатель с ошибкой P0341, тем более на высоких нагрузках и оборотах, не следует.
Учитывая то, что пробег автомобиля около 200 000, решено вскрыть клапанную крышку и проверить совпадение меток и состояние цепи.
Уровень сложности: средний;
Сложные моменты: снять/установить шкив коленвала, требуется спец. инструмент;
Применимо: Honda Element, Honda Accord (2003-2005), и другие автомобили с двигателями серии К при небольших отличиях.
Для работы вам понадобятся следующие инструменты:Набор головок (1/2, 3/4);
Трещотки, минимум две - 3/4 небольшая и 1/2 с длинной рукояткой;
Удлинители разные 3/4 и, желательно, карданчик 3/4;
Динамометрический ключ;
Набор накидных ключей;
Пассатижи, утконосы;
Плоская отвертка длинная;
А также принадлежности и химия:WD40;
Смазка на литиевой основе;
Герметик RTV;
Небольшое зеркальце;
Фонарик;
Домкрат;
Деревянный брус;
Желательны следующие инструменты и принадлежности:
Ударный гайковерт;
Набор ударных головок;
Для замены необходимо купить: передний сальник коленвала и прокладки свечных колодцев прокладка клапанной крышки цепь ГРМ Яма для работы не обязательна.
Итак, начнем.Открутите шесть гаек (
ключ или головка на 10), крепящих декоративные пластиковые крышки двигателя и впускного коллектора (топливной рампы). Имейте ввиду, что две ближайшие к маслозаливной горловине гайки крепления крышки, закрывающей катушки зажигания закручены на шпильки, крепящие сами катушки (2 и 4 цилиндр), и существует вероятность вывинтить их вместе со шпильками.
Открутите шесть гаек крепления клапанной крышки и болт кронштейна шланга нагнетания насоса гидроусилителя руля.
Открутите болты, крепящие катушки зажигания 1-го и 3-го цилиндров, а также шпильки крепления катушек 2-го и 4-го цилиндров. Вытащите катушки зажигания, открутите два болта крепления кронштейнов вакуумного шланга усилителя тормозов.
Японцы - народ с юмором. Обратите внимание на длину этих двух болтов
Снимите клапанную крышку.
Красота! Под крышкой чисто.
Обратите внимание на впускной распредвал - на разную форму кулачков. По два кулачка в группе - это технология VTEC. На низких оборотах полностью открывается только один впускной клапан, а на высоких - происходит механическая блокировка и оба впускных клапана открываются в полную амплитуду. Также обратите внимание на ролики на рокерах, благодаря им снижается трение. Молодцы японцы!
Вот звездочки распредвалов. На выпускном - обычная, а на впускном - исполнительный механизм системы VTC (актуатор).
На каждом распредвале установлен датчик положения. Они находятся с противоположной стороны (со стороны АКПП).
Теперь установите автомобиль на домкрат и снимите переднее правое колесо для получения доступа к шкиву коленвала.
Двигатели Honda вращаются против часовой стрелки, если смотреть со стороны навесного оборудования. Вращая шкив против часовой стрелки за болт, установите первый цилиндр в верхнюю мертвую точку - до совпадения меток на шкиве и крышке цепи.
вид сверху из под капота
Теперь посмотрите на звездочки распредвалов. На них есть метки, которые должны смотреть друг на друга, когда первый цилиндр находится в ВМТ. В данном случае метки не совпадают.
Если у вас метки смотрят в разные стороны, то поверните шкив коленвала на один полный оборот.
Сразу скажу, разборка показала, что на этом автомобиле установлена новая цепь ГРМ, практически не растянутая, но установили ее неправильно - не по меткам. То есть в данном случае ничего не "перескакивало".
Теперь снимите приводной ремень. Для этого нужно отодвинуть ролик-натяжитель и снять ремень. Для этого накидным ключом необходимо приложить к натяжителю усилие в указанном направлении.
Далее нам нужно снять крепление опоры двигателя и ее кронштейн, не забыв предварительно открутить болт крепления провода массы.
При этом двигатель надо слегка поддомкратить за поддон. Подложите деревянный брус и резиновый коврик, чтобы не повредить поддон. Снимите крепление и кронштейн.
Настало время снять шкив коленвала. Болт имеет обычную резьбу и выкручивается против часовой стрелки. Выкручивать болт можно ударным пневмогайковертом, однако
закручивать его ударным инструментом нельзя (см. ниже).
шкив снят!
Не потеряйте шпонку шкива коленвала.Отсоедините разъем датчика положения коленвала (снимать датчик необязательно) и разъем управляющего клапана VTC.
датчик положения коленвала
место установки клапана VTC Выкрутите один болт крепления клапана VTC и вытащите клапан. Обратите внимание, что кабель клапана крепится хомутом к крышке цепи, его необходимо снять (можно сделать при снятии крышки)
Выкрутите 16 болтов крепления крышки цепи ГРМ. На крышке имеется лючок для доступа к натяжителю для его замены без снятия крышки. Однако я не уверен, что это возможно сделать. Лючок крепится на трех болтах. Откручивать их не обязательно.
Снимите крышку
11 болтов крепления - одинаковые (резьба не до головки), два, помеченных красным, отличаются (присутствует утолщение), три, крепящие поддон к крышке, имеют резьбу по всей длине.
Вид крышки с внутренней стороны. Обратите внимание на резиновую прокладку (не забудьте ее). Синим цветом показаны места нанесения герметика RTV.
Давайте посмотрим на натяжитель цепи. По величине вылета штока можно определить насколько растянута цепь. Максимально допустимый вылет - 13.5 мм, по достижении которого цепь однозначно подлежит замене.
Чтобы снять натяжитель, нужно застопорить шток, для чего предусмотрено сервисное отверстие. Для этого надо провернуть коленчатый вал против часовой стрелки, чтобы максимально утопить шток (проверните на два оборота, если вы ранее не сделали это). Теперь приготовьте штырь или кусок стальной проволоки диаметром 1.5 мм. Вставив штырь в отверстие нужно чуть-чуть повернуть шкив коленвала по часовой стрелке, при этом собачка сдвинется и штырь попадет в отверстие. Теперь можно снять натяжитель, выкрутив два болта.
сервисное отверстие для стопорения взведенный натяжитель Выкрутив два болта снимите верхний успокоитель цепи
Снимите с коленвала пластину датчика положения.
Снимите цепь ГРМ. На звездочке коленвала также есть метки ВМТ. На фотографии также видно цепь привода маслонасоса.
Проверьте на износ направляющую цепи и башмак натяжителя.
Для установки новой цепи установите коленвал по меткам. Установите шкивы распредвалов по меткам, как показано на фотографиях ниже. Имейте ввиду, что такое положение распредвалов нестабильно и они не будут держаться в этом положении сами. Для установки цепи существуют сервисные отверстия для блокировки распредвалов, отверстия находятся со стороны датчиков положения распредвалов. К сожалению фотографию показать не смогу, т.к. мы обошлись без них, вдвоем это достаточно легко сделать.
Цепь имеет несколько звеньев отличающихся по цвету от остальных. Они служат для облегчения установки цепи.
Итак, впускной распредвал - стрелка (ее не видно на фото) должна указывать на точку, точка должна располагаться сверху и находится между маркированных звеньев цепи.
Выпускной распредвал - точка также должна располагаться сверху и находиться между маркированных звеньев цепи.
После этого оденьте цепь на звездочку коленвала, маркированное звено цепи должно попасть на точку на звездочке.
Установите натяжитель, проверьте метки и, если они в порядке, вытащите стопор.
Вот теперь метки совпадают! Вылет штока натяжителя с новой цепью.
Сборка осуществляется в обратной последовательности. Внешняя сторона пластины датчика положения коленвала маркирована "OUTSIDE".
Перед установкой нового сальника, смажьте его губки смазкой на литиевой основе, если она не нанесена производителем.
Болт шкива коленвала необходимо затянуть с моментом 49 Нм, а затем дотянуть на 90 градусов. Использовать ударный гайковерт запрещено мануалом.
Болт перед затяжкой необходимо смазать моторным маслом в точках, указанных на рисунке черным цветом.
места смазки болта шкива коленвала При установке клапанной крышки нужно нанести герметик RTV в местах соединения элементов головки блока (2 точки - в местах прилегания крышки цепи и 2 точки с противоположной стороны - увидите).
Затягивать гайки крепления крышки необходимо в несколько проходов. Окончательная затяжка осуществляется в указанной последовательности с моментом 12 Нм.
Вот и все на сегодня.
Удачи!
(с)
Блог: Сделай Сам - починяем примус